Этим термином обозначают землеройную машину сверх малого класса, весом от 0,5 до 12 тонн. Применяется мини-экскаватор для производства земляных и землеройных работ на ограниченных площадках, в том числе в закрытых помещениях, например, в цехах производственных зданий.
Основная сфера применения этой техники:
- Дорожные работы;
- Строительные работы, особенно на завершающем этапе;
- Ландшафтные работы (обустройство жилых зон);
- Прокладка коммуникаций;
- В коммунальном и личном хозяйстве (монтаж заборов, фонарей, столбов и т.д.).
Мини-экскаваторы обычно движутся на гусеничном ходу, хотя встречаются и модели на пневмоходу, шагающие, устанавливаемые на автомобильную платформу. Мини-экскаваторы появились в Японии в 1970-х. С конца 1990-х стали распространяться модели с нулевым радиусом поворота. Это машины, которые могли стоять вплотную к препятствию, так что при повороте платформа с кабиной не выступает за пределы габарита шасси.
Устройство и конструктивные решения
Мини-экскаватор представляет собой копию гусеничных экскаваторов.
Главные элементы конструкции машины:
- Ходовая тележка, которая может быть на гусеничном или пневматическом ходу с прикрепленным бульдозерным отвалом.
- На тележку ставят поворотную платформу с кабиной оператора.
- Поворотное устройство платформы.
- Гидравлическое оборудование – стрела, рукоять, с прикрепленным ковшом.
- Устройство для поворота стрелы.
- Гидравлическое оборудование.
- Навесные, дополнительные приспособления.
Кроме поворотного устройства всей платформы характерно наличие устройств для движения стрелы. Движение стрелы бывает параллельным, угловым и комбинированным. Это решение позволяют значительно поднять маневренность техники при выполнении работ, и позволяет транспортировать мини-экскаватор в машине. Наиболее часто встречается угловое смещение. При этом стрела с ковшом может смещаться под углом 45°-65° по отношению к платформе.
Гидравлика машины включает несколько гидроцилиндров – для подъема стрелы, для подъема рукояти, для ковша и отдельный гидроцилиндр для бульдозерного отвала. На большинстве современных моделей установлены трехпоточные гидравлические системы. Механизм для разворачивания поворотной платформы включает гидромотор и редуктор. Гусеничная тележка компонуется по тракторному типу. Гусеницы используют резиновые, резиново-металлические. Мини-экскаватор обычно работает на дизельном двигателе – 2-х,3-х и 4-х цилиндровом.
Бульдозерный отвал и дополнительное рабочее оборудование
Бульдозерный отвал позволяет использовать машину для засыпки при работах по ландшафтному дизайну. Отвалы оснащают одним или двумя гидроцилиндрами. Длина отвала традиционно соответствует габаритам гусеничной тележки. Задачей бульдозерного отвала служит и дополнительный упор во время работы, что дает возможность оператору более полно загрузить ковш.
Ковши обычно сменные, разной ширины, для погрузки, планировки, профилирования и т.д. Также на стрелу можно прицепить грейферное оборудования, самовыгружающиеся ковши, гидромолоты, клещевой захват, трамбовщик, рыхлитель. Кроме того поворотную платформу снабжают гидровыводами, что позволяет прикрепить к машине отбойный молоток, пилу, дрель, перфоратор и другое оборудование.
Материал подготовил Сергей Николаевич Чурзин