Один из основных рабочих элементов автомобильного крана – опорно-поворотное устройство или ОПУ. Его задачей является передача нагрузок, действующих в различных направлениях от крановой поворотной платформы со стрелой на опору, то есть, на ходовую часть, а также обеспечение возможности вращения этой платформы.
Опорно-поворотные устройства есть на всех современных автокранах. Они отличаются надежностью и прочностью, обеспечивают противодействия не только постоянным, но и динамическим нагрузкам от колебаний груза и порывов ветра, выдерживать осевые, а также опрокидывающие усилия. Они также должны обладать точностью поворота. ОПУ иногда называют «поворотным кругом» автокрана.
Устройство и разновидности современных ОПУ
Это сложный механизм, который устанавливается на вал поворотной платформы автокрана. Есть много разнообразных принципиальных конструкций современных ОПУ: однорядные и многорядные шариковые, роликовые, рамочные, с цилиндрическими роликами, с коническими роликами, малокатковые, с перекрестными роликами, опорные поворотные устройства со встроенной червячной передачей. По распределению нагрузки ОПУ бывают упорными или радиальными. Все они рассчитаны на определенные условия, нагрузки, эксплуатацию в разных условиях.
В большинстве современных автокранов применяют один из двух типов опорных поворотных устройств – ОПУ шариковые и ОПУ роликовые. Это в принципе традиционные тела качения в составе данных устройств. Схематично принцип действия выглядит таким образом:
- Болтами к ходовой части автокрана закреплена внутренняя неподвижная обойма, которая имеет зубчатый венец.
- К поворотной части прикреплена подвижная внешняя обойма или две полуобоймы, скрепленные болтами. При этом между этими обоймами в канавках (дорожках качения) расположены тела качения, разделенные сепараторами.
- Зазор между обоймами регулируется прокладками, также предусмотрены специальные отверстия масленки для заливки масла в дорожку качения во время планового обслуживания ОПУ.
В некоторых конструкциях вращается и, соответственно, закреплена к поворотной платформе, не внутренняя, а внешняя обойма опорного поворотного устройства. Она также имеет зубчатый венец. ОПУ изготавливают из термически стойкого проката, что обеспечивает долгую эксплуатацию изделия. Сегодня для диагностики исправности опорных поворотных устройств автомобильных кранов повсеместно прибегают к научным методам анализа смазки, без разборки этого сложного механизма.
В последние десятилетия получили большое распространение многорядные роликовые нормализованные опоры, так как они обеспечивают более высокую грузоподъемность и равномерно распределяют усилия и нагрузку. Кроме того, такие ОПУ легче и меньше. В них есть три кольца с двумя рядами роликов, которые расположены в дорожках качения между этими кольцами. Ролики при этом взаимно перпендикулярны друг к другу осями и в тоже время наклонены к горизонтали под углами 60° и 30°. Также внутреннее кольцо оснащено зубчатым венцом. Оно закреплено к поворачивающейся платформе автокрана, сцепляется с зубьями механизма вращения. Ролики, которые расположены дорожке качения под меньшим углом к горизонтали принимают на себя вертикальные нагрузки, направленные вниз. Второй ряд роликов принимает усилия на опрокидывание. Наружные кольца крепятся к ходовой части автокрана. Такое устройство называют нормализовано-роликовым или с перекрестными роликами.
Материал подготовил Сергей Николаевич Чурзин